суббота, 2 февраля 2013 г.

Речь младших школьников

Степень отчетливости произношения может быть различной: высокой или, наоборот, низкой. В соответствии с этим принято говорить о хорошей или плохой дикции человека.
В практике начального обучения вопросы воспитания у детей отчетливого, внятного, ясного произношения обычно связываются с периодом обучения грамоте.

В первом классе ведется большая работа по развитию речи  учащихся, совершенствованию их слухового восприятия, по исправлению недостатков произнесения отдельных звуков речи. . Многие  специалисты  справедливо считают, что внимание к дикции детей следует сохранять не только во всех начальных классах, но и на протяжении всех лет обучения в средней школе.
В устной речи учащихся начальных классов широко распространены различные отклонения. Все нарушения произношения делятся на две группы по характеру их проявления в речи детей: первые связаны с нарушением чистоты произношения отдельных звуков речи, вторые — с нарушением ясности произношения звуков, слогов, слов и целых фраз в речевом потоке. Недостатки первой группы носят индивидуальный, частный характер проявления в речи младших школьников.  Обычно искажается произношение сонорных [р], [л], свистящих и шипящих [з], [с], [ц], [ш], [ж], [ч'], [ш'], [ж']. Встречаются смешанные дефекты, когда учащиеся не владеют правильной артикуляцией нескольких разных групп согласных одновременно. В среднем у каждого четвертого ученика начальных классов обнаруживаются ярко или слабо выраженные дефекты речи. Дефекты речи связаны с недостатками в работе речевого аппарата. Эти недостатки могут быть как органического (например, врожденная патология устройства органов речи), так и неорганического происхождения. Устранением дефектов, вызываемых патологическими изменениями в организме детей, занимаются специалисты-логопеды.  Таким образом, учителя способны.преодолеть лишь отдельные (не любые!) дикционные дефекты; важнейшим условием выполнения данной задачи является знание особенностей устройства и функционирования речевого аппарата человека.



Приобретенные вследствие невнимания окружающих (прежде всего родителей) к речи ребенка дефекты устраняются педагогическими средствами в ходе произносительных тренировок. Безусловно, ученики с засоренным произношением пользуются особым вниманием учителя-логопеда.  Для каждого из них готовится комплекс упражнений, направленных на постановку «больного» звука. Тренировка в правильном произношении звука, в соответствии с основными этапами его формирования, требует уточнения движений органов артикуляционного аппарата; уточнения, произнесения изолированного звука; отработки точного и верного произношения звука в сочетании с другими звуками, в словах, во фразах.
Комплекс упражнений включает в себя артикуляционную гимнастику и тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком. Для проведения артикуляционной гимнастики используются достаточно известные и прочно утвердившиеся в практике приемы постановки правильного произношения, выработанные логопедами, специалистами по технике речи . Для упражнений тренировочного характера целесообразно подбирать такой языковой материал, который, помимо выработки хорошей дикции, будет обеспечивать усвоение норм русского литературного произношения и ударения.
Предлагаем комплекс упражнений для детей, неверно произносящих переднеязычный дрожащий согласный звук [р]([р']).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Цель: активизация кончика языка.
«Чищу зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка по-чистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.
«Вкусное варенье». Кончиком языка проводить по верх¬ней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.
«Индюк». Водить языком по верхней губе из стороны в сторону сначала медленно, затем быстро; добавить голос.
«Лошадка цокает копытами». Щелкать кончиком языка по твердому нёбу.
«Стук». Стучать кончиком языка по верхним зубам с ' внутренней стороны, произнося отрывисто согласный звук [д].

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКОМ  [Р]
1.    Произношение изолированного звука:  покажи, как тигр рычит, как трактор работает и т. п.
2.    Упражнения в произнесении звуков в контексте.
В словах: арбуз, верба, столяр* шофёр, портфель, календарь, крем, трамвай, коридор, искра, инструмент, километр, сантиметр, директор, пионер, рельс, скворечник, фанера, радио, договор, рапорт, ремень, район, квартал.
В пословицах:
Две сестры-мастерицы — друг дружке помощницы. Человек без дру¬зей — что дерево без корней. Что летом родится, то зимой пригодится.
В стихотворных отрывках:
 Вот они у столяра.
Им столяр, конечно, рад.      .'   ;
(В. Маяковский)
Робот Роберт в день рожденья Получает поздравленья — Разных писем, телеграмм Чуть не целый килограмм!
(Г. Кружков)
Тихо спит земля родная До рассвета, до утра. Спят усталые трамваи, Отдыхают трактора.
(В. Орлов) _
В лужице хрюшку увидела хрюшка: — Это, конечно, не я, а подружка! Ну и грязнуля подружка моя! Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)
 Семь артистов петь желают, Семь   артистов   дружно  лают. (С. Михалков)
Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля, Но' все дороги русские Сходились у Кремля. ,
(А. Барто)
В коридоре смех и топот, В коридоре гул речей. В кабинете — дядя Степа На осмотре у врачей.
(С. Михалков)
Скворечники — пустые, В них больше нет скворчат, Скворечники пустые . Среди ветвей торчат. .
(А. Барто)
 Мистер Твистер,
Бывший министр, Мистер Твистер
Делец   и   банкир,
Владелец   заводов, Газет,   пароходов,
 Решил на досуге Объехать мир.
(С. Маршак)

 Данный дидактический-материал прорабатывается как под наблюдением учителя, так и в ходе самостоятельной тренировки дома. Занятия в классе носят групповой и индивидуальный характер и проводятся в основном во внеурочное время.
Только последовательные и. систематические упражнения помогут школьникам избавиться от привычных неправильных движений речевого аппарата и выработать правильную артикуляцию. Дефекты неорганического происхождения, к сожалению, не относятся к числу легко и быстро устраняемых; в большинстве случаев подобная работа требует продолжительного времени, а также огромного терпения и настойчивости и со стороны учителя, и со стороны учащегося. Успеху во многом способствует заинтересованность самого ребенка в преодолении собственного неверного произношения, доброжелательное, участливое отношение к нему в классе.
Вторую группу нарушений составляют нарушения ясности, т. е. отчетливости, внятности, разборчивости произношения звуков, слогов, слов, фраз в речевом потоке. В отличие от дефектов речи,  недочеты дикции носят массовый характер. С одной стороны — неуверенная, , вялая артикуляция, с другой — торопливое, ведущее к скрадыванию отдельных звуков и особенно конечных слогов, даже , «захлебывающееся» произношение. Оба явления типичны для младших школьников.


 Учителям приходится напряженно вслушиваться в звучащую речь своих учеников, чтобы уловить ее содержание, ибо многие дети говорят (и даже читают!) так, как герой стихотворения С. В. Михалкова «Сашина каша». В процессе проговаривания учащиеся тренируются в разграничении сонорных согласных звуков [р'] и [л].', а также овладевают правильным ударением существительного ирис в значении «конфета».
Эффективно чтение скороговорок с последовательным перемещением в них логического ударения. Упражнения организуются в форме вопросов учителя и хоровых ответов учеников («Вопрос — ответ»):
Шла Саша по шоссе?
Шла Саша по шоссе.
  Шла Саша по шоссе?
Шла Саша по шоссе.
Шла Саша по шоссе?
Шла Саша по шоссе.
Выбирая для работы на уроке небольшие по объему короткие чистоговорки, для домашней тренировки можно предлагать сравнительно большие по количеству слов тексты, например:
В огороде Фекла    (Ю. Могутин)
Вопрос о наиболее эффективном вплетении речевой гимнастики в уроки чтения требует еще поисков оптимального способа разрешения. Речевую гимнастику можно про¬водить в начале и в середине урока. Проводимая в начале урока произносительная зарядка настраивает учеников на отчетливое и грамотное произношение в течение всего дальнейшего урока. Речевая разминка в середине урока снимает усталость детей, активизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.

Источник: Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников", М.: Просвещение, 1990г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий